Отмена печатей компаний
15 апреля Верховной Радой Украины принято решение про полную отмену печатей компаний.
Главными причинами отмены печатей стало то, что они давно стали не только своеобразным коррупционным элементом бизнеса, но и потеряли свою актуальность.
Получение и изготовление печатей регулировалось законодательством – «Инструкция о порядке выдачи министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным объединениям и гражданам разрешений на право открытия и функционирование штемпельно-граверных мастерских, изготовление печатей и штампов, а также порядок выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов» утвержденная Приказом МВД от 11.01.99 № 17. Для регистрации компании обязательно нужно было получить специальное разрешение МВД, послу чего изготовлялась сама печать.
Со временем предприниматели набрались опыта и уже через 5-6 лет, за 1000-2000 грн можно было купить лазерную гравировальную машинку и специальную резину, для легкости изготовления печатей. Данное оборудование не регистрировалось в МВД. Это позволило подделывать печать любой сложности, в любых количествах и в самые сжатые сроки.
Теперь, после принятия закона, при всех заключаемых сделках на первый план будет выходить не внешний атрибут (печать), а личность, у которой есть соответствующие полномочия при заключении сделок.
Бывало что юристы не раз сталкивались с тем, что документы были подписаны человеком не имеющим никакого права подписи, правомочность которой подтверждалась не учредительными документами, а печатью.
Такие договоры при определенных условиях можно было признать недействительными и этим пользовались в том числе некоторые государственные органы.
Отмена печатей для бизнеса означает, что вместо поверхностного изучения заключаемых соглашений, необходимо проверять полномочность представителя противоположной стороны.
Мы советуем обращать внимание на следующее:
- внесено ли лицо, подписывающее документы, в устав компании и какими правами наделено (существует возможность ограничения действий в зависимости от различных условий);
- если лицо подписывает документы по доверенности, необходимо выяснить, кто выдал доверенность, имело ли выдавшее доверенность лицо право делегировать свои полномочия согласно учредительному договору, заверена ли доверенность нотариально;
- сверить подпись в паспорте лица, подписывающего документы от имени вашего партнера и подпись в договоре.
Резюмируя сказанное, можно сказать что принятие этого закона - еще один шаг по унификации и единообразию нормативных актов Украины в соответствии с европейским законодательством, а также – упрощение начала ведения бизнеса в Украине.