Правила поведения при налоговой проверке
Какие правила поведения при налоговой проверки, как вести себя при проверке.
Как вести себя в случае налоговой проверки? Что делать? Какие мои права и какие обязанности? Что должны знать мои сотрудники. Эти и ряд других вопросов возникают у руководства предприятий и предпринимателей, когда узнают о готовящейся проверке или когда проверяющие на пороге.
Чтобы облегчить поиски ответов, мы подготовили эту статью. Надеемся, она ответит на часть возникших вопросов. Если какие-то останутся не решенными, обращайтесь - мы всегда готовы к сотрудничеству.
Основные правила поведения при проверках:
1. Проверка служебных удостоверений лиц, явившихся на проверку. Для этого нужно наладить работу охранников на контрольно-пропускном пункте (или на входе). Именно им желательно проверять служебные удостоверения пришедших на проверку и одновременно уведомить руководство (или юриста) о проверке.
2. Ещё до того, как впустить проверяющих на территорию, нужно взглянуть на документ, подтверждающий повод визита: либо направление на проверку, убедиться, что такой документ есть, что на нём стоит подпись уполномоченного лица, что оно касается именно Вашего предприятия. На этом этапе определяется, какой повод визита и руководству становится понятна дальнейшая тактика поведения. Если речь идёт о внеплановой проверке, нужно посмотреть в документах на проверку, какое основание для внеплановой проверки и какой предмет такой проверки. Помнить, что копию направления должностное лицо проверяющего органа обязано вручить Вам.
3. Следует завести на предприятии журнал проверок и предлагать проверяющим расписываться в таком журнале. Они обязаны это сделать по требованию представителей предприятия.
4. Следует пригласить проверяющих в административное помещение и, начать беседу с целью определения их фактических пожеланий и цели визита. Строить диалог с проверяющими желательно в спокойной, в меру любезной манере, с соблюдением элементарных правил вежливости, демонстрируя стремление содействовать в меру своих возможностей. Если юрист не присутствует во время проверки, желательно обеспечить присутствие юриста. Важно убедить проверяющих в необходимости дождаться приезда юриста – чаще всего они не возражают против этого. В это время можно попробовать выяснить их намерения, установить конкретный перечень объектов и документов, которые они намерены проверять. Позаботьтесь, чтобы задачи сотрудникам ставили не проверяющие органы, а сам директор или уполномоченное им лицо. Важно предупредить об этом и сотрудников. Они должны понимать и своим поведением объяснять, что предоставить тот или иной документ, осуществить то или иное действие они могут лишь по поручению директора, а не проверяющего органа. Спокойный ответ, например, «Мне не позволяет должностная инструкция это делать без указания директора» или «Пожалуйста, обратитесь к директору, без его разрешения я не компетентен передать вам это» вполне подходящие.
5. При проведении проверок желательно обеспечить как можно меньшее количество представителей предприятия, которые общаются с проверяющими (если этого не требуют вопросы проверки). Причём при плановых и даже некоторых внеплановых проверках директор может принимать участие только на начальной, а иногда и заключительной стадии проверки, а в остальное время – передать кураторство проверкой своему заместителю и юристу (кроме случаев, когда проводится серьёзная проверка).
ОЧЕНЬ ВАЖНО ДОВЕСТИ ДО СВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ: они не обязаны давать какие-либо пояснения в ходе проверки или даже проведения следственных действий, у них есть право сохранять молчание. Зачастую некоторые сотрудники, опасаясь, что их привлекут к ответственности за молчание, могут без злого умысла распространить сведения, которые могут не касаться проверки, но могут, например, навредить партнерам по бизнесу и т.п.
6.В ходе проведения проверки следует выполнять законные требования проверяющих – предоставлять им только те документы и информацию, которые относятся к предмету проверки.
7. По итогам проверки проверяющие могут составлять акты и предписания, в которых указываются выявленные нарушения. Очень важно позаботиться о том, чтобы все Ваши возражения, связанные с проведением проверки и её выводами, получили отражение в таких актах. Поэтому на момент подписания акта проверки директором (или представителем) предприятия следует сделать отметку о том, что возражения будут дополнительно подготовлены и приложены к акту проверки. Или, если возражения уже готовы на отдельном документе, следует сделать ссылку на такой документ и приложить его к акту. Также допускается записать возражения в самом акте в момент, когда акт предлагается для подписания.
Рекомендуем ознакомиться с отдельной страничкой нашего сайта, посвященной теме подготовке налогоплательщика к налоговым проверкам…
В заключение по данному виду визитов отметим, что предприятию предоставлено право осуществлять аудио и видеозапись проверок, которые проводятся на предприятии. Это право может быть использовано, чтобы призвать проверяющие органы к прекращению нарушения законных прав компании. Кроме того, в случаях, когда действия проверяющих очевидно незаконны (например, они пытаются попасть на территорию с проверкой без наличия документов для проверки) существуют так называемые «горячие линии» - телефоны, по которым можно сообщить о нарушениях со стороны проверяющих органов и потребовать поддержки (вплоть до вызова милиции).
Резюмируя сказанное - только знание Вами своих прав и обязанностей налогоплательщика, поможет Вам избежать большинства неконтролируемых ситуаций, сэкономит затраты времени и средств. Прежде всего, потери могут выразиться для Вас в размерах штрафов, пени и недоимки, начисленных контролирующими органами в результате проверки.
Эффективным выходом для Вас в подобных ситуациях служит обращение к внешним консультантам, компаниям, предоставляющим бухгалтерские и юридические услуги. Как правило, на первый взгляд дорогостоящие услуги аудиторов и юристов в конечном итоге обходятся предприятию экономически выгоднее, возможных начислений штрафных санкций. Специалисты компании «Аудит. Бухгалтерия. Аутсорсинг», предлагают Вам помощь в подобных ситуациях, за Вами всегда остается выбор.
Компания «Аудит. Бухгалтерия. Аутсорсинг» предлагает свои услуги налогового планирования и оптимизации Вашей деятельности. Обращайтесь, Вы будете удивлены качеством и ценой наших услуг.