Системы налогообложения Юридических лиц

Системы налогообложения Юридических лиц

Системы налогообложения  для Юридических лиц

Действующее в Украине законодательство позволяет предприятиям выбрать максимально приемлемую для них систему налогообложения с учетом схемы работы, планируемого вида деятельности, оборотов, прочих существенных моментов осуществления хозяйственной деятельности.

На сегодня существует две системы налогообложения:

Общая система налогообложения

 Упрощенная система налогообложения

Законодательство разрешает использовать специальные режимы налогообложения с льготами:

Общая система налогообложения

Данную систему налогообложения избирают все юридические лица, которые добровольно не избрали другую систему налогообложения, или для которых установлены ограничения относительно выбора системы налогообложения.

Юридические лица, которые находятся на общей системе, платят согласно налогового кодекса следующие основные налоги, сборы и другие обязательные платежи:

  • налог на прибыль предприятий 18%;
  • налог на добавленную стоимость 20%;
  • военный сбор 1,5%;
  • акцизный сбор;
  • экологический налог;
  • таможенная пошлина;
  • плата (налог) на землю;
  • сбор за первую регистрацию транспортного средства; 
  • прочие налоги и сборы, в соответствии с законодательством Украины.

Общая система налогообложения самая сложная в ведении бухгалтерского и налогового учета, она имеет множество спорных вопросов, пробелов, не решенных на законодательном уровне.

Упрощенная система налогообложения

Термин «упрощенная система налогообложения» изначально подразумевал простую систему просчета налогов. Юридическим лицам разрешалось вести упрощенный учет, предприниматели освобождались от ведения учета. Единый налог рассчитывается в процентах от оборота или в фиксированном размере, установленном в национальной валюте. Со временем этот термин утратил свое первоначальное значение и стал воплощать в себе просто «некую другую систему налогообложения, отличную от общей системы». К единщикам стали предъявлять все новые требования, которые расширяли круг обязанностей налогоплательщиков, усложнили учет и налогообложение.

Последние изменения в упрощенной системе произошли в 2015 году, которые уменьшили количество групп единого налога с 6-ти групп до 4-х.

Более подробно об упрощенной системе налогообложения для юридических и физических лиц можно прочитать в отдельной страничке.

Ставка единого налога для юридических лиц предусмотрена в размере 5% или 3% от суммы дохода в случае уплаты Налога на добавленную стоимость (НДС).

Вновь созданные и зарегистрированные в установленном порядке субъекты малого предпринимательства, которые предоставили в государственную налоговую службу по месту их регистрации заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, считаются плательщиками единого налога с того квартала, в котором проведена их государственная регистрация.

Обратите внимание, не все субъекты предпринимательской деятельности, могут быть плательщиками единого налога. Например: не могут быть плательщиками предприятия и организации, которые занимаются обменом валюты, аудитом, финансовым посредничеством и т.п.

Такова краткая характеристика общей и упрощенной системы налогообложения юридических лиц. Если Вас интересуют системы налогообложения для физических лиц, то Вы можете ознакомиться на страничке для частных предпринимателей.

 Фиксированный сельскохозяйственный налог как специальный режим налогообложения - IV группа

Специальный налоговый режим - фиксированный сельскохозяйственный налог (далее ФСН), преимущественно используют сельскохозяйственные товаропроизводители. С 01.01.11 г. уплата ФСН регулируется главой 2 раздела ХІV НКУ, а вся терминология содержится в ст. 14 раздела I НКУ. До принятия НКУ порядок обложения ФСН регулировался Законом об ФСН, утратившим силу с 01.01.11 г.

С 2015 года ФСН считается IV группой единого налога.

Согласно п. 14.1.256 НКУ под ФСН понимают налог, который взимается с единицы земельной площади в процентах ее нормативной денежной оценки и уплата которого заменяет уплату отдельных налогов и сборов. Существенным новшеством с вступлением в силу НКУ стал тот факт, что согласно п. 308.6.2 НКУ при выявлении по результатам документальной проверки нарушения требований ФСН плательщик ФСН обязан со следующего месяца после месяца, в котором было установлено такое нарушение, перейти на уплату налогов по общей системе налогообложения. Скорее идет речь о переходе со следующего месяца, после составления налоговиками акта о выявленном правонарушении.

Налоговым кодексом Украины определены условия для регистрации сельскохозяйственных товаропроизводителей плательщиками фиксированного сельхозналога, а именно:

  • п. 301.1 ст. 301 НКУ предусмотрено, что плательщиками налога с учетом ограничений, установленных п. 301.6, могут быть сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна, или превышает 75 процентов;
  • п. 301.6 ст. 301 установлено, что не может быть зарегистрировано в качестве налогоплательщика:
    • Предприятие, у которого более 50 процентов дохода, полученного от продажи сельхозпродукции собственного производства и продуктов ее переработки, составляет доход от реализации декоративных растений (за исключением срезанных цветов, выращенных на землях, принадлежащих сельскохозяйственному товаропроизводителю на праве собственности или предоставленные ему в пользование, и продуктов их переработки), диких животных и птиц, меховых изделий и меха (кроме пушного сырья);
    • Предприятие, осуществляющее деятельность по производству подакцизных товаров, кроме виноматериалов виноградных (коды согласно УКТ ВЭД 2204 29 - 2204 30), произведенных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, использующих такие виноматериалы для производства готовой продукции;
    • Предприятие, на 1 января базового (отчетного) года имеет налоговый долг (п. 14.1.175 НКУ), за исключением безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Среди льгот для сельхозпроизводителей можно назвать возможность находиться на специальном режиме по НДС, который утвержден в ст. 209 НКУ.

Учет в неприбыльных организациях

Существует еще один специальный режим налогообложения: налогообложение юридических лиц, которые имеют статус «неприбыльных организаций». Неприбыльными являются определенные виды учреждений и организаций, которые по своей сущности имеют право на получение льгот по налогу на прибыль. Такие юридические лица осуществляют свою деятельность без цели получения прибыли.

К неприбыльным организациям традиционно относят:

  • органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления, а также созданные ими учреждения и организации, которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов; 
  • благотворительные фонды (организации); 
  • общественные организации, созданные в соответствии с Законом Украины «Об объединениях граждан» для проведения экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности, а также творческие союзы, политические партии и общественные организации инвалидов; 
  • научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения III-ІV уровня аккредитации (внесенные в Государственный реестр научных учреждений, которым предоставляется поддержка государства), заповедники, музеи-заповедники;
  • кредитные союзы и пенсионные фонды;
  • иные, нежели указанные в абзаце «б», юридические лица, деятельность которых не предусматривает получения прибыли в соответствии с нормами соответствующих законов (например, гаражные кооперативы, садоводческие товарищества);
  • союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц, созданные для представления интересов учредителей, которые не ведут хозяйственную деятельность и содержатся за счет взносов учредителей;
  • религиозные организации;
  • жилищно-строительные кооперативы, объединения совладельцев многоквартирных домов;
  • профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов.

Для реализации права на применение льготного порядка налогообложения уставные документы перечисленных учреждений и организаций должны соответствовать не только законам, в соответствии с которыми они созданы («Об объединениях граждан», «О благотворительности и благотворительных организациях», «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома» и др.), но и всем требованиям Налогового Кодекса Украины.

Нельзя сказать, что вступление в силу Налогового Кодекса Украины не внесло изменения в режим налогообложения неприбыльных организаций. Главное нововведение заключается в требовании к неприбыльным организациям и учреждениям облагать налогами средства и имущество, использованные не по целевому назначению (п. 157.14 НКУ).

НКУ не дает определения термина «нецелевое использование средств». На данный момент формализованных в нормативных документах критериев определения соответствия или несоответствия использования средств уставным целям не существует. Неприбыльные организации во время осуществления своей деятельности обычно несут сопутствующие расходы на аренду офиса, оплату коммунальных услуг, приобретение автомобиля, заработную плату работникам, оплату услуг юристов и аудиторов и т.п. Поэтому без установления четких критериев организации будут принимать решения относительно таких расходов на свое личное усмотрение, рискуя при этом, что их исключат из Реестра неприбыльных организаций и учреждений и обложат налогом доходы. А налоговые органы будут оценивать соответствие расходов уставным целям на основании лишь своего субъективного понимания. И все, кто хоть однажды сталкивался с проверками налоговых органов, могут ясно себе представить, к чему это приведет. Единственной спасательной палочкой для организаций остается обращение в налоговый орган за письменной налоговой консультацией каждый раз, когда у них появляются сомнения относительно правомерности использования имущества и средств.

Учитывая это, неприбыльным организациям лучше избегать использования средств и имущества как не на уставные цели, так и не по целевому назначению. Рекомендуем обращаться в налоговую службу за налоговыми консультациями в случаях, когда возникает сомнение относительно правомерности их использования.

По сравнению с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» Налоговый кодекс ввел новые правила налогообложения неприбыльных организации и учреждений, которые состоят в следующем:

  • неприбыльные организации не могут применять льготы по налогообложению до момента их включения в Реестр неприбыльных организаций и учреждений (абз. 2 п. 157.12 НКУ); 
  • виды деятельности, которые включаются в уставные документы неприбыльных организаций, не должны предусматривать получение прибыли согласно нормам законов, регулирующих их деятельность (последнее предложение абз. 4 п. 157.15 НКУ); 
  • налоговый орган может исключать организацию из Реестра неприбыльных организаций и учреждений в случае использования ею освобожденных от налогообложения средств на цели, не предусмотренные уставом (п. 157.14 НКУ); 
  • средства и имущество, использованные не по целевому назначению (или не на уставные цели), считаются доходом и подлежат налогообложению (п. 157.14 НКУ). 

Новшества Кодекса в конечном счете привели к тому, что любую неприбыльную организацию можно исключить из Реестра неприбыльных организаций и учреждений на основании использования имущества и средств на цели, не предусмотренные уставом, или не по целевому назначению. В таком случае:

  • организация теряет право пользоваться налоговой льготой, что равно потере права продолжать осуществлять деятельность; 
  • имущество и средства, использованные не на цели, предусмотренные уставом, или не по целевому назначению, подлежат налогообложению.
 

Приведенные новшества говорят только об одном получение права на льготы не бессрочное. Нужно досконально знать выбранную предприятием систему налогообложения и уметь лавировать в рамках законодательства, чтобы не потерять это право.

Выбор системы налогообложения

Сегодня мало уделяется должного внимания выбору оптимальной системы налогообложения. Зачастую это связано с недостатком знаний относительно преимуществ каждого вида системы налогообложения.

От выбранной системы налогообложения, зависит:

  • налоговая нагрузка предприятия – размеры налогов;
  • штат бухгалтерии;
  • квалификация бухгалтеров – и как следствие - фонд оплаты труда, размера  налога с дохода физических лиц, взносов в фонды;
  • содержание материальной базы бухгалтерии – наличие необходимых сформированных рабочих мест;
  • степень риска наличия ошибок при ведении учета и составлении отчетности, и соответственно - размеры штрафных санкций;
  • наличие прочих накладных расходов, как следствие вышеперечисленных причин.

Поэтому вопрос выбора оптимальной системы налогообложения всегда актуален для предприятия, особенно при открытии, реорганизации, смене вида деятельности, изменении штата сотрудников и т.д. Если при выборе у Вас возникают вопросы или Вы столкнулись с трудностью выбора, обращайтесь к специалистам, имеющим практический опыт в налогообложении. Зачастую оптимальный выбор системы налогообложения позволяет экономить значительную часть средств предприятия.

Вы можете обратиться к специалистам Компании "Аудит. Бухгалтерия. Аутсорсинг" и мы поможем Вам оптимально выбрать систему налогообложения.


Если у Вас возникли вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам. С нашей новой услугой - online консультаций, мы можем ответить на все Ваши вопросы по skype.

 

 

 

Последние новости
Напоминаем Физ. и Юр. Лицам о недвижимости, РРО и ...
Напоминаем Физ. и Юр. Лицам о недвижимости, РРО и ЭЦП

При изменении ФИО или адреса - нужно ли перерегистрировать договор, с налоговой о [ ... ]

Отчетность предпринимателя при смене группы единог...
Отчетность предпринимателя при смене группы единого налога или системы налогообложения

Смена системы налогообложения или смена группы единого налога часто приводят к ш [ ... ]

Планы на будущее и их осуществление...
Планы на будущее и их осуществление

ГНИ имеет право давать консультации исключительно в устной форме

Новости мая
Новости мая

Минсоцполитики планирует вдвое увеличить ЕСВ с минимальной зарплаты

Все о применении платежных терминалов...
Все о применении платежных терминалов

Все что нужно знать о платежных терминалах nbsp;[ ... ]

Ограничения наличных расчетов...
Ограничения наличных расчетов

Какие есть ограничения при расчете наличными? -nac-bankom-ustanovlena-gpedelnaja-syma-raschetov-nalichnumi.html">"Нацбанком устано [ ... ]

Мотивация персонала
Мотивация персонала

Недавно в нашу компанию обратился частный предприниматель со следующим вопросо [ ... ]

Конфликтность бухгалтера и юриста...
Конфликтность бухгалтера и юриста

Различное мышление, конфликтность бухгалтера и юриста при налоговом планирован [ ... ]

Полезная информация
Полезная информация

Информация по сравнению систем налогообложения, форм собственности, о штрафах, н [ ... ]

Поппулярные публикации
Информация для Физических лиц...
Информация для Физических лиц

Сравнение общей и упрощенной системы налогообложения для Физических Лиц  В ста [ ... ]

Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2016...
Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2016 год

Сроки уплаты единого налога в 2016 году
ога не меняются с начала [ ... ]

Упрощенная система налогообложения: ответственност...
Упрощенная система налогообложения: ответственность, риски, штрафы

Какая ответственность на едином налоге, риски в деятельности, штрафы

Вопрос ответ для Физ.Лиц
Вопрос ответ для Физ.Лиц

Ответы на вопросы для предпринимателей
задава [ ... ]

Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2015...
Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2015 год

Сроки уплаты единого налога в 2015 году
ога не меняются с начала [ ... ]

Отчетность предпринимателя по единому налогу...
Отчетность предпринимателя по единому налогу

 ак предпринимателю отчитаться по единому налогу?nbsp;]

Оптимизация и минимизация налогов...
Оптимизация и минимизация налогов

В основе оптимизации налоговой нагрузки и минимизации налогов, лежит налого [ ... ]

Единый налог на 2015 год предоставлен в таблицах...
Единый налог на 2015 год предоставлен в таблицах

С январа 2015 года вступилинения в Налоговый Кодекс, касающиеся