Виды проверок для Юр. и Физ. лиц

Штрафные санкции за нарушение налогового законодательства

На нашем сайте Вы имеете возможность ознакомиться с системами налогообложения вопросами оптимизации и минимизации, налогового планирования. Возможно у Вас сложилось впечатление, что применять различные методы налогового планирования и оптимизировать налоговую нагрузку достаточно просто. Просто, если не думать о последствиях и упустить из виду, что существуют плановые и внеплановые, выездные и невыездные проверки, камеральные, и как следствие – штрафные санкции контролирующих органов.

На данной страничке сайта, мы предлагаем Вам ознакомиться с существующими видами проверок. Виды проверок утверждены в (ст. 75 НКУ).

На сегодня в Налоговом Кодексе Украины утверждено 3 основных вида проверок:

Основные виды проверок:      

  1. Камеральная

        2. Документальная

   3. Фактическая

 Камеральные и документальные проверки проводятся органами налоговой службы в порядке, установленном Налоговым Кодексом Украины (далее НКУ), а проведение фактических проверок регулируется кроме НКУ еще и другими законами Украины, контроль за соблюдением которых возложен на органы налоговой службы.

Документальные выездные проверки проводятся по местонахождению субъекта проверки или по месту расположения объекта, где осуществляется деятельность, а документальные невыездные – в помещении органа налоговой службы.

Фактические проверки проводятся без предупреждения субъекта хозяйствования с выездом на место фактического осуществления деятельности (магазин, ресторан, парикмахерская и др.).

Камеральная проверка

Согласно ст. 75.1.1. НКУ камеральной считается проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налогов. Такую проверку проводят без дополнительного специального решения и направления на проверку. Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность. Согласно (ст. 76.2. НКУ), согласия плательщика налогов на проверку и его присутствие во время проведения проверки не обязательно. 

Порядок оформления результатов камеральной проверки осуществляется в соответствии с требованиями статьи 86 НКУ. По результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностными лицами такого органа, проводившими проверку, и после регистрации в органе государственной налоговой службы вручается или направляется для подписания в течение трех рабочих дней налогоплательщику в порядке, определенном (ст. 42 Налогового Кодекса Украины )

В отличие от камеральных проверок, документальные проверки являются более обширными, что подтверждается наличием нескольких разновидностей документальных проверок. При документальных проверках проверяется своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных  налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, соблюдение работодателем норм закона, регулирующих заключение трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками.

Документальная проверка

Документальной проверкой считается проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных НКУ налогов и сборов, а также соблюдение валютного и прочего законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, соблюдение работодателем трудового законодательства.

Документальные поверки проводятся на основании налоговых деклараций, финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, первичных документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, а также полученных в установленном законом порядке органом налоговой службы документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других плательщиков налогов.

Документальные проверки разделяются на плановые и внеплановые, выездные и невыездные.

Документальная плановая проверка

Документальная плановая проверка - это осуществляемая в соответствии с заранее утвержденным планом проверка документов, содержащих информацию, представляющую интерес для налоговых органов. Причем при проведении этого вида проверок проверяется не только соблюдение налогового, но и валютного, трудового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговую службу.

Характерными особенностями плановой проверки являются следующие факторы (ст. 77 НКУ)

  • периодичность проведения таких проверок определяется в зависимости от степени риска (высокий, средний, незначительный) в деятельности плательщика налогов (далее — плательщика налогов, СПД). При незначительном риске проверка осуществляется не чаще одного раза в три года, при среднем — одного раза в два года, при высоком — одного раза в год.
  • письменное уведомление субъекта предпринимательской деятельности с указанием даты начала и окончания проведения проверки, не позднее, чем за 10 календарных дней до ее начала. Уведомлением считается вручение под расписку либо направление рекомендованным письмом с уведомлением о вручении копии приказа о проведении проверки и письменного уведомления с указанием даты начала проведения проверки.
  • проверка проходит по местонахождению субъекта предпринимательской деятельности или по месту расположения объекта собственности, относительно ко­торого ее проводят;
  • плановые документальные проверки различных контролирующих органов в отчетном периоде должны проводиться одновременно;
  • перед началом проведения проверки должностные лица органа налоговой службы должны предъявить: направление на проведение проверки за подписью руководителя с печатью органа налоговой службы, копию приказа о проведении проверки, служебное удостоверение. Отсутствие указанных документов или их ненадлежащее оформление является основанием для недопущения должностных лиц к проверке;
  • должностные лица проверяемого налогоплательщика обязаны ознакомиться с направлением, и расписаться в нем. В случае отказа, составляется акт об отказе от подписи в направлении на проверку. Такой акт является основанием для начала проверки.
  • налогоплательщики имеют право предоставить возражения на акт (справку) о проведении проверки;
  • длительность проверки определяется в зависимости от величины плательщика налогов:
    • для больших налогоплательщиков — 30 дней (может быть продлен на 15 дней решением налоговой службы),
    • малых — 10 (продление до 5 дней),
    • других — 20 (продление до 10 дней);
  • проведение проверки не должно нарушать нормального режима работы налогоплательщика;
  • результаты проверки оформляются актом либо справкой. Если есть нарушения — составляется акт, если нет — справка. Данные документы подписываются проверяющим и налогоплательщиком (его представителем, должностным лицом). Один экземпляр акта (справки) вручается налогоплательщику под роспись. При наличии возражений налогоплательщик имеет право предоставить возражения на акт (справку) о проведении проверки.

Подробности проведения, оформления документальной плановой проверки, а также предоставления документов налогоплательщиками определены в ст.ст. 77, 85, 86 НК. Порядок формирования и утверждения плана-графика таких проверок устанавливается налоговой службой.

Документальная внеплановая выездная проверка

Документальная внеплановая выездная проверка (ст. 78 НКУ) - название проверки говорит само за себя. Данный вид проверки проводится без наличия предварительного плана, проводят исключительно при на­личии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств:

  • выявление фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и прочего законодательства Украины, контроль за которым возможен на органы налоговой службы. Проводится проверка в случае, если плательщик не предоставит пояснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу сотрудников налоговой в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;
  • нарушение налогоплательщиком сроков подачи отчетности или сроков уплаты налогов и сборов;
  • подача налогоплательщиком уточняющего расчета за период, который уже проверялся налоговой службой;
  • выявлена недостоверность данных в отчетности, которая не объяснена плательщиком налогов в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса с налоговой службы;
  • налогоплательщиком подано возражение на акт проверки или жалоба на принятое налоговое уведомление-решение. Такая проверка проводится исключительно в пределах предмета обжалования;
  • начата процедура банкротства, закрытия, реорганизации, прекращения субъекта хозяйствования;
  • получено постановление суда, органа дознания, следователя, прокурора о назначении проверки;
  • вышестоящим налоговым органом выявлены нарушения при проведении проверки налогоплательщика нижестоящим органом налоговой службы и в отношении должностных лиц нижестоящего органа начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело и т.д.

Весь список оснований для проведения внеплановой проверки указан в (ст. 78.1.) Налогового Кодекса Украины.

Работникам налоговой милиции запрещается участвовать в проведении плановых и внеплановых выездных проверок, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел в отношении проверяемого субъекта.

ВАЖНО ЗНАТЬ:

  1. В соответствии с пунктом 37 подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса Украины, контролирующие органы не будут осуществлять документальные внеплановые выездные проверки достоверности сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, заявленных плательщиком в отчетных периодах, следующих после 01.07.2015.
  2. Проверкам контролеров не подлежат предприятия и ФЛП с объемом дохода за предыдущий календарный год до 20 млн. грн., которые не ввозят на таможенную территорию Украины и/или не вырабатывают, и/или не реализуют подакцизные товары. При этом, если нет разрешения Кабмина Украины, желания самого субъекта хозяйствования, решения суда или требований УПК.

Документальная внеплановая проверка

Документальная внеплановая проверка проводится на основании приказа руководителя органа налоговой службы с обязательным вручением копии приказа под расписку до начала проверки. Порядок проведения, оформления документальной плановой проверки, а также предоставления документов налогоплательщиками определены в ст.ст. 77, 85, 86 НКУ.

Длительность проверки определяется в зависимости от величины плательщика налогов:

  • для больших  налогоплательщиков — 15 рабочих дней (может быть продлен по решению руководителя органа ГНС на 10 рабочих дней)
  • для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней (продление до 2 рабочих дней)
  • других — 10 рабочих дней (продление до 5 рабочих дней),
  • для предпринимателей, которые не имеют наемных работников (при условиях, установленных ст. 82.2. НКУ) – 3 рабочих дня (продление до 2 рабочих дней),

Результаты проверки оформляются актом либо справкой. Если есть нарушения — составляется акт, если нет — справка. Данные документы подписываются проверяющим и налогоплательщиком (его представителем, должностным лицом). Один экземпляр акта (справки) вручается налогоплательщику под роспись. При наличии возражений налогоплательщик имеет право предоставить возражения на акт (справку) о проведении проверки.

Документальная выездная проверка

Документальная выездная проверка осуществляется по местонахождению налогоплательщика или по месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка.

Документальная невыездная проверка

Документальная не выездная проверка (ст. 79 НКУ) –  проверка, проводимая в помещении органа  налоговой службы. Данный вид налоговой проверки осуществляется в случае принятия руководителем органа налоговой службы решения о ее проведении и при наличии обстоятельств для проведения документальной проверки, определенных в ст. 77 та 78  НКУ.

Документальная невыездная проверка проводится на основании указанных в (п. 75.1.2. НКУ) документов и данных, предоставленных плательщиком налогов (налоговых деклараций, финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете и связаны с начислением и уплатой налогов и сборов).

С 1 января 2013 г. появился отдельный подвид документальных невыездных проверок – документальная невыездная внеплановая электронная проверка (далее по тексту электронная проверка).

Документальная невыездная внеплановая электронная проверка

Документальная невыездная внеплановая электронная проверка – проводится на основании заявления поданного налогоплательщиком с незначительной степенью риска, определенной согласно п. 77.2 Кодекса. Заявление предоставляется в налоговую службу за 10 календарных дней до планируемого начала проверки.

Данный подвид документальных проверок новый и только внедряется. Внедрение электронных проверок предусматривается поэтапно:

  • для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности проверки внедряются с 1 января 2014 года;
  • для субъектов хозяйствования микро, малого и среднего бизнеса - с 1 января 2015 года;
  • других налогоплательщиков - с 1 января 2016 года.

Основное преимущество электронной проверки состоит в том, что по результатам проверки налогоплательщик имеет право предоставить уточненную декларацию с уплатой штрафа в размере 3% от недоплаты и пени без дополнительных штрафных санкций, начисляемых сотрудниками налоговой службы.

В случае несогласия с результатами проверки, плательщик имеет право оспаривать ее результаты в общем порядке.

Сегодня налоговыми органами электронная проверка позиционируется как особый сервис бесплатного налогового аудита для налогоплательщиков. Как будет на самом деле – увидим в ближайшем будущем.

Документальная внеплановая невыездная

Документальная внеплановая невыездная проверка проводится исключительно на основании приказа руководителя органа налоговой службы и при условии уведомления налогоплательщика о проведении проверки. Уведомлением считается направление налогоплательщику заказного письма с уведомлением о вручении либо вручения ему (или представителю) под расписку копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки. Присутствие налогоплательщика во время проведения документальных невыездных проверок не обязательно.

Фактическая налоговая проверка

Фактическая налоговая проверка (ст. 80 НКУ)   проверка, которая проводится по месту проведения налогоплательщиком деятельности, размещения хозяйственных или иных объектов права собственности такого плательщика. Она осуществляется налоговыми органами относительно порядка осуществления плательщиками налогов расчетных операций, ведения кассовых операций, соблюдения трудового законодательства. Органам налоговой службы предоставляется право проводить контрольные расчетные операции (контрольные закупки) перед проведением проверки в отношении соблюдения налогоплательщиками порядка проведения наличных расчетов и применения регистраторов расчетных операций.

Фактическая проверка проводится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • при обнаружении при проверках других налогоплательщиков фактов возможного нарушения субъектом хозяйствования законодательства по осуществлению расчетных операций, ведению кассовых операций, относительно производства и оборота подакцизных товаров или при получении информации о подобных правонарушениях от государственных и прочих органов местного самоуправления;
  • при письменном обращении покупателя (потребителя) о нарушении налогоплательщиком порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования;
  • при непредставлении субъектом хозяйствования в установленный законом срок отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, подачи их с нулевыми показателями;
  • при получении контролирующими органами информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, а также целевого использования спирта плательщиками налогов.
  • прочие случаи, указанные в (ст. 80 НКУ)

Анализ оснований для проведения  фактических проверок говорит о том, что при соблюдении законодательства, регулирующего порядок ведения расчетных и кассовых операций, вероятность проведения налоговиками фактической проверки значительно снижается.

 Обращаем внимание, что фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика. Она проводится на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом, который должен быть подписан руководителем и скреплен печатью. Копия приказа предоставляется налогоплательщику или должностному/уполномоченному лицу налогоплательщика до начала проведения проверки.

При предъявлении направления налогоплательщику или его служебным лицам (его представителям или лицам, которые непосредственно проводят расчетные операции) последние должны расписаться в направлении с указанием своей фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления с направлением. В случае отказа подписывать направление проверяющими, составляется акт, который является основанием для начала проведения проверки. Отдельный акт составляется также в случае отказа налогоплательщика в допуске проверяющих к проведению проверки.

Фактическая проверка должна проводиться на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом, который должен быть подписан руководителем и скреплен печатью. Копия приказа предоставляется налогоплательщику или должностному/уполномоченному лицу налогоплательщика до начала проведения проверки.

При предъявлении направления налогоплательщику или его служебным лицам (его представителям или лицам, которые непосредственно проводят расчетные операции) последние должны расписаться в направлении с указанием своей фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления с направлением. В случае отказа подписывать направление проверяющими, составляется акт, который является основанием для начала проведения проверки. Отдельный акт составляется также в случае отказа налогоплательщика в допуске проверяющих к проведению проверки.

Фактическая проверка может проводиться двумя и более должностными лицами в присутствии должностных лиц налогоплательщика, его представителя или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции.

Во время проведения фактической проверки может проводиться хронометраж хозяйственных операций, по результатам которого составляется справка.

Продолжительность фактической проверки не должна превышать 10 суток. Однако срок может быть увеличен дополнительно на 5 суток по решению руководителя налогового органа.

Ознакомившись с видами проверок, закономерно возникает вопрос: «что делать, если придут с проверкой?». Составить универсальную инструкцию при любой проверке сложно, но запастись необходимым запасом знаний просто необходимо. Обращайтесь, мы порекомендуем необходимые первые  действия при появлении сотрудников налоговой службы с целью проведения плановой и внеплановой  проверки, разработаем необходимые инструкции для Ваших сотрудников.

Смотрите страницу «Правила поведения при налоговой проверке».

Последние новости
Напоминаем Физ. и Юр. Лицам о недвижимости, РРО и ...
Напоминаем Физ. и Юр. Лицам о недвижимости, РРО и ЭЦП

При изменении ФИО или адреса - нужно ли перерегистрировать договор, с налоговой о [ ... ]

Отчетность предпринимателя при смене группы единог...
Отчетность предпринимателя при смене группы единого налога или системы налогообложения

Смена системы налогообложения или смена группы единого налога часто приводят к ш [ ... ]

Планы на будущее и их осуществление...
Планы на будущее и их осуществление

ГНИ имеет право давать консультации исключительно в устной форме

Новости мая
Новости мая

Минсоцполитики планирует вдвое увеличить ЕСВ с минимальной зарплаты

Все о применении платежных терминалов...
Все о применении платежных терминалов

Все что нужно знать о платежных терминалах nbsp;[ ... ]

Ограничения наличных расчетов...
Ограничения наличных расчетов

Какие есть ограничения при расчете наличными? -nac-bankom-ustanovlena-gpedelnaja-syma-raschetov-nalichnumi.html">"Нацбанком устано [ ... ]

Мотивация персонала
Мотивация персонала

Недавно в нашу компанию обратился частный предприниматель со следующим вопросо [ ... ]

Конфликтность бухгалтера и юриста...
Конфликтность бухгалтера и юриста

Различное мышление, конфликтность бухгалтера и юриста при налоговом планирован [ ... ]

Полезная информация
Полезная информация

Информация по сравнению систем налогообложения, форм собственности, о штрафах, н [ ... ]

Поппулярные публикации
Информация для Физических лиц...
Информация для Физических лиц

Сравнение общей и упрощенной системы налогообложения для Физических Лиц  В ста [ ... ]

Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2016...
Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2016 год

Сроки уплаты единого налога в 2016 году
ога не меняются с начала [ ... ]

Упрощенная система налогообложения: ответственност...
Упрощенная система налогообложения: ответственность, риски, штрафы

Какая ответственность на едином налоге, риски в деятельности, штрафы

Вопрос ответ для Физ.Лиц
Вопрос ответ для Физ.Лиц

Ответы на вопросы для предпринимателей
задава [ ... ]

Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2015...
Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2015 год

Сроки уплаты единого налога в 2015 году
ога не меняются с начала [ ... ]

Отчетность предпринимателя по единому налогу...
Отчетность предпринимателя по единому налогу

 ак предпринимателю отчитаться по единому налогу?nbsp;]

Оптимизация и минимизация налогов...
Оптимизация и минимизация налогов

В основе оптимизации налоговой нагрузки и минимизации налогов, лежит налого [ ... ]

Единый налог на 2015 год предоставлен в таблицах...
Единый налог на 2015 год предоставлен в таблицах

С январа 2015 года вступилинения в Налоговый Кодекс, касающиеся