Ответственность предпринимателя

Ответственность предпринимателя

Ответственность физического лица-предпринимателя 

Одной из актуальных тем для предпринимателей сегодняшнего дня, является вопрос: должны ли частные предприниматели иметь документы подтверждающие приобретение товаров? Конечно, не менее интересен вопрос, - какие штрафные санкции имеет право применять налоговая служба к предпринимателям, у которых отсутствуют первичные документы?
В этой статье мы рассмотрим следующие темы, которые интересуют многих предпринимателей:

Согласно п. 44.1 НКУ, все налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения на основании первичных документов. Любой плательщик налогов на любой системе налогообложения обязан иметь первичные документы на приобретенный товар или услуги.

Особенно актуально наличие документов для налогоплательщика на общей системе налогообложения. Законодательство п. 177.10 НКУ обязывает предпринимателей на общей системе налогообложения иметь первичные документы. Только подтвержденные документально расходы можно включить в расходы предпринимателя при определении чистого налогооблагаемого дохода. Несмотря на то, что уплата единого налога в бюджет не зависит от наличия первичных документов, ни одна законодательная норма не освобождает «единщиков» от обязанности иметь первичную документацию.

Сколько времени предприниматель должен хранить документы?

Согласно п. 44.3 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны хранить первичные документы в течение 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой они используются. Например, налоговая декларация плательщика единого налога второй группы за первый квартал 2012 года предоставлено в налоговую службу 5 мая. С этой даты начинается отсчет срока в 1095 дней, в течение которых предприниматель обязан хранить первичные документы, подтверждающие приобретение и продажу товаров в первом квартале 2012 года.

Штрафные санкции за отсутствие первичных документов, применяемые налоговой службой на практике

Накопившаяся за несколько лет практика говорит о том, что сотрудники налоговой службы по-разному подходят к ситуации отсутствия первичной документации. Возможны несколько вариантов развития событий при проверке предпринимателя и обнаружении факта отсутствия первичной документации.

1. Применение к предпринимателю штрафных санкций за реализацию неоприходованных товаров

Сотрудники налоговой службы зачастую за отсутствие первичных документов, подтверждающих происхождение товара - приравнивают к реализации неучтенных в установленном порядке или неоприходованных товаров. Отсутствие первичных документов на товар, по мнению налоговой службы является нарушением п.12 ст.3 Закона «О РРО». За такое «нарушение» сотрудники налоговой службы стараются применить штрафные санкции в размере двойной стоимости товаров по ценам реализации, предусмотренных статьей 20 Закона Украины «О РРО» от 6 июля 1995 г. № 265/95-ВР.

2. Начисление 18% налога с доходов от стоимости товара и штраф за непредставление отчета по форме 1ДФ

Зачастую при отсутствии документации на товар, предприниматели во время проверки при закрытии дают объяснение приблизительно со следующей формулировкой: «Товар был приобретен у обычных физических лиц (не предпринимателей). Первичные документы такие физические лица не предоставляют, поэтому их нет".

В этом случае, частный предприниматель с предоставленной им информации становится налоговым агентом в отношении физических лиц, у которых был приобретен товар и соответственно которым выплачивал доход. Согласно п. 14.1.180 Налогового кодекса, налоговый агент обязан удерживать и уплачивать налог на доходы физических лиц, которым выплачивает доход, а также подавать налоговую отчетность, отчет (по форме 1ДФ). Например, если товар приобретен у физического лица за месяц на 8 тыс. грн., то физическому лицу предприниматель должен выплатить доход за вычетом подоходного налога 18% (в нашем примере – 6560 грн), а налог с доходов в размере 1440 грн обязан уплатить в бюджет за физическое лицо – продавца. В конце квартала, в котором произошла такая выплата, предприниматель должен предоставить в налоговую службу отчет по форме 1ДФ.

В соответствии с п. 127.1 НКУ, неудержание и не перечисление налога с дохода, влечет наложение штрафа в размере 25% от суммы налога. За повторное нарушение штраф увеличивается до 50%. При этом, дополнительно, предприниматель еще должен оплатить основную сумму налога, которую он не удержал при выплате дохода физическому лицу. В приведенном примере налог с доходов будет 1200 грн., штраф – 300-600 грн. За не предоставление отчета 1ДФ, в соответствии с п. 119.2 НКУ, предусмотрен штраф в размере 510 грн., за повторное на протяжении года нарушение штраф увеличивается до 1020 грн.

Важным остается тот факт, что сотрудникам налоговой службы факт приобретения товара у физического лица достоверно не известен. Они информацию получают только со слов налогоплательщика.

Соответственно, если налогоплательщик сам не предоставит такой информации, то налоговая служба не сможет начислить штрафы, поскольку попросту не будет иметь данных для базы налогообложения. В судебной практике по данному вопросу были решения суда, в которых суд не признавал правонарушение предпринимателя относительно выплаты дохода физическому лицу при закупке товара, поскольку сам факт выплаты дохода оказывался недоказанным в процессе судебного разбирательства. Правда известны случаи, когда сотрудники налоговой службы считали сумму по приобретению товара, исходя из среднестатистических цен.

3. Признание дохода в размере стоимости безвозмездно полученных товаров

Это самый «новоиспеченный» вид ответственности, который обусловлен вступлением в силу новых правил применения упрощенной системы налогообложения. Согласно п. 292.3 НКУ, в состав дохода плательщика единого налога включается стоимость безвозмездно полученных товаров. Безвозмездно полученными товарами считаются товары, предоставленные согласно письменных договоров дарения и прочих письменных договоров, по которым не предусматривается денежная или другая компенсация стоимости товара или его возврат, а также товары, переданные на хранение и использованные таким плательщиком единого налога.

К сумме дохода плательщика единого налога 3-й группы, который является плательщиком НДС, также включается сумма кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. 

При отсутствии документации налоговики настаивают на включении стоимости товара в доход в качестве бесплатно полученного, хотя такая точка зрения не соответствует законодательству. Таким образом, предпринимателям иногда свою точку зрения по данному вопросу остается отстаивать в суде.

4. Штрафы за отсутствие документов, предусмотренных ст. 164-1 КоАП и п. 121.1 НКУ

Ст. 164-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа за неведение учета или ненадлежащее ведение учета доходов и расходов, соответственно и при отсутствии документов. Размер штрафа составляет от 3 до 8 необлагаемых минимумов доходов граждан или от 51 до 136 грн., за повторное в течение года нарушение — от 85 до 136 грн. П. 121.1 НКУ предусматривает за отсутствие первичных документов штраф в размере 510 грн., а за повторное нарушение в течение года - 1020 грн.

Для юридических лиц отсутствие документации влечет, кроме административного штрафа, более серьезные штрафные санкции. Законодательство обязывает налогоплательщика иметь на начало проверки все первичные документы, оформленные согласно требований законодательства. Соответственно, суммы по отсутствующим документам сотрудники налоговой службы при проверке не учитывают при подсчете сумм НДС и налога на прибыль, прочих налогов. Как следствие, предприятию будет начислен штраф в размере 10-20% и пеня от сумм недоимки по налогам (по отсутствующей документации).

Анализируя сложившуюся практику по применению штрафных санкций, нельзя не отметить, что применение к предпринимателю административного штрафа неоспоримо. За отсутствие первичных документов на товар предпринимателю вполне законно грозит ответственность в виде административного штрафа от 51 до 136 грн. (ст. 164-1 КоАП) и штрафа от 510 до 1020 грн. (п. 121.1 НКУ). А вот другие виды штрафных санкций. Описанные выше, не достаточно обоснованны. Но однозначно можно утверждать только одно, отсутствие первичной документации является нарушением налогового кодекса и так или иначе, создает риск для предпринимателя при проверке. Риск заключается в том, что к предпринимателю могут быть применены не достаточно обоснованные штрафы, их придется обжаловать либо в вышестоящей организации, либо в суде. Кстати, судебная практика по этому вопросу тоже неоднозначна. Суды принимают как сторону налоговой службы, так и сторону налогоплательщиков.

Некоторые предприниматели при отсутствии документации ссылаются на утерю или пропажу документации. Однако потеря документации не может служить выходом. Согласно п. 44.5 НКУ в случае пропажи или уничтожения первичных документов, учетных регистров и отчетов, руководитель предприятия или предприниматель обязан в пятидневный срок в письменном виде уведомить об этом орган государственной налоговой службы по месту учета, а также в таможенный орган (при пропаже или уничтожении ГТД). Этим же пунктом НКУ установлен 90-дневный срок, на протяжении которого налогоплательщик обязан восстановить утраченные документы. Данный срок следует исчислять со следующего дня после получения уведомления о потере документов налоговым и/или таможенным органом.

Так что утеря документации не является выходом, поскольку при проверке ее заставят восстановить и перенесут срок проверки ( в лучшем случае) или начислят штрафы за неверно уплаченные налоги, при расчете которых не будут учтены суммы по отсутствующим документам.

Если наличие документации неоспоримо, то закономерно возникает вопрос, а где их взять? Конечно, лучшее, что можно порекомендовать, это своевременно получать документацию у поставщиков, заботиться о ее правильном оформлении и сохранности. Если же документацию получить невозможно, то нужно обратиться к консультантам дабы посоветоваться как быть, какую избрать тактику. Только лучше об этом задуматься заранее, а не перед самой проверкой.

Обращайтесь к нам за консультацией, мы поможем оптимально решить ситуацию.

На страничках об Оптимизации налогообложения юридических лиц и физических лиц, мы рассказывали о том, что оптимизация предполагает: минимизацию налоговых выплат и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов. Результаты любой оптимизации и налогового планирования могут быть сведены к нулю, несоответствующим законодательству ведением учета, сдачи отчетности и т.д. Что в результате приводит к штрафным санкциям и соответственно – убыточности не отдельно взятой сделки, а финансовой деятельности в целом.


Если у Вас возникли вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам. С нашей новой услугой - online консультаций, мы можем ответить на все Ваши вопросы по skype.

 

 

 

Последние новости
Напоминаем Физ. и Юр. Лицам о недвижимости, РРО и ...
Напоминаем Физ. и Юр. Лицам о недвижимости, РРО и ЭЦП

При изменении ФИО или адреса - нужно ли перерегистрировать договор, с налоговой о [ ... ]

Отчетность предпринимателя при смене группы единог...
Отчетность предпринимателя при смене группы единого налога или системы налогообложения

Смена системы налогообложения или смена группы единого налога часто приводят к ш [ ... ]

Планы на будущее и их осуществление...
Планы на будущее и их осуществление

ГНИ имеет право давать консультации исключительно в устной форме

Новости мая
Новости мая

Минсоцполитики планирует вдвое увеличить ЕСВ с минимальной зарплаты

Все о применении платежных терминалов...
Все о применении платежных терминалов

Все что нужно знать о платежных терминалах nbsp;[ ... ]

Ограничения наличных расчетов...
Ограничения наличных расчетов

Какие есть ограничения при расчете наличными? -nac-bankom-ustanovlena-gpedelnaja-syma-raschetov-nalichnumi.html">"Нацбанком устано [ ... ]

Мотивация персонала
Мотивация персонала

Недавно в нашу компанию обратился частный предприниматель со следующим вопросо [ ... ]

Конфликтность бухгалтера и юриста...
Конфликтность бухгалтера и юриста

Различное мышление, конфликтность бухгалтера и юриста при налоговом планирован [ ... ]

Полезная информация
Полезная информация

Информация по сравнению систем налогообложения, форм собственности, о штрафах, н [ ... ]

Поппулярные публикации
Информация для Физических лиц...
Информация для Физических лиц

Сравнение общей и упрощенной системы налогообложения для Физических Лиц  В ста [ ... ]

Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2016...
Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2016 год

Сроки уплаты единого налога в 2016 году
ога не меняются с начала [ ... ]

Упрощенная система налогообложения: ответственност...
Упрощенная система налогообложения: ответственность, риски, штрафы

Какая ответственность на едином налоге, риски в деятельности, штрафы

Вопрос ответ для Физ.Лиц
Вопрос ответ для Физ.Лиц

Ответы на вопросы для предпринимателей
задава [ ... ]

Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2015...
Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2015 год

Сроки уплаты единого налога в 2015 году
ога не меняются с начала [ ... ]

Отчетность предпринимателя по единому налогу...
Отчетность предпринимателя по единому налогу

 ак предпринимателю отчитаться по единому налогу?nbsp;]

Оптимизация и минимизация налогов...
Оптимизация и минимизация налогов

В основе оптимизации налоговой нагрузки и минимизации налогов, лежит налого [ ... ]

Единый налог на 2015 год предоставлен в таблицах...
Единый налог на 2015 год предоставлен в таблицах

С январа 2015 года вступилинения в Налоговый Кодекс, касающиеся