Минимизация рисков по уголовной ответственности юридического лица
Последнее время активно обсуждается тематика введения в Украине уголовной ответственности для юридических лиц. Закон № 314-VII "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо виконання Плану дій щодо лібералізації Європейським Союзом візового режиму для України стосовно відповідальності юридичних осіб", прошел тернистый путь от создания до вступления в силу. Он принят 23 мая 2013 г., вопреки недовольству многих представителей бизнеса, юристов и прочих экспертов. Закон вступит в силу с 1 сентября 2014 г.
Благодаря новшествам юридическое лицо становится полноценным участником уголовного производства и будет нести уголовную ответственность за действия, совершенные от имени и в его интересах физическим лицом.
Законом предусмотрена ответственность юридических лиц за следующие совершенные правонарушения:
|
Правонарушения, за которые предусмотрена ответственность юридических лиц, закреплены в УК, но, к сожалению не закреплено, каким образом будут связываться действия представителя предприятия – непосредственно с действием предприятия. Сегодня отсутствуют регламентированные признаки, которые могут свидетельствовать о том, что уголовное правонарушение совершено именно в интересах юридического лица. А значит, этот аспект видимо станет наиболее спорным в судебной практике.
К юридическим лицам могут применяться следующие меры уголовно-правового характера:
|
Указанные выше меры уголовно-правового характера могут быть применены судом не ко всем юридическим лицам. Ответственность не предусматривается у государственных органов, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления, организаций, созданных ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно госбюджета или местного бюджета, фондов общеобязательного государственного соцстрахования, Фонда гарантирования вкладов физических лиц, а также международных организаций.
Нельзя оставить без внимания следующие факты. С одной стороны - Закон принят в ответ на требование Евросоюза, привести наше законодательство в соответствие с международными нормами в сфере противодействия коррупции, терроризму, отмыванию денег. С другой стороны - часть возможных субъектов коррупционных преступлений, а именно органы власти освобождены от этой ответственности. С третьей стороны - международные нормы не требуют каких-либо криминальных санкций в отношении юридических лиц. Тогда закономерно возникает вопрос: какая именно цель преследовалась в принятии данного Закона?
Анализируя виды мер уголовно-правового характера, напрашивается вывод, что сохраняется неоправданная тенденция к криминализации правонарушений. За распространенные правонарушения (взятка, легализация доходов) предусмотрен штраф. Добиться тех же результатов можно было путем усиления административной ответственности, без внедрения нового института в утвержденных масштабах. При этом привлечение к административной ответственности, уменьшает риски нарушения прав юридического лица во время досудебного расследования. Пока неясно, как будет производиться досудебное расследование по юридическим лицам, какие процессуальные меры будут к ним применяться, какие процессуальные права и обязанности у сторон. Пока возникают одни вопросы:
- какие полномочия будут иметь органы досудебного следствия; как это повлияет на возможность осуществления хозяйственной деятельности предприятия;
- как будет восстанавливаться «репутация» компании в случае установления отсутствия оснований для привлечения юридического лица к ответственности.
Поскольку уголовное производство в отношении юридического лица будет осуществляться совместно с производством по физическому лицу, подследственность дел по юридическим лицам не будет обособленной. Соответственно, именно от квалификации рядовых следователей будет зависеть, превратится ли данный институт в новый инструмент воздействия на бизнес. В новом Законе отслеживается ряд нестыковок, недоработок и несогласованностей. Без внесения поправок, Закон можно превратить в инструмент злоупотреблений, используя для этого правоохранительные органы. При желании, он может стать новым механизмом перераспределения бизнеса.
Хочется отметить, что в Украине на сегодня уже принят и действует ряд законов, предусматривающих наказание для юридических лиц за нарушение налогового, таможенного и прочего законодательства. Почему бы не совершенствовать действующие? Внедрение нового юридического института может привести к усугублению коррумпированности, мошенничества и новому витку рейдерства. Это неизменно повлечет падение авторитета Украины на международном уровне, оттоку капитала, уменьшению инвестиций и пр.
Нам остается пока одно – надеяться, что до сентября 2014 г. картина проясниться, детали конкретизируются, и Закон не станет очередной оплеухой бизнесу.
Но видимо, одной надеждой сыт не будешь. Владельцам бизнеса уже сегодня стоит начать готовиться к будущим переменам.
Что можно сделать сегодня, чтобы минимизировать риски по уголовной ответственности юридического лица? Мы рекомендуем:
|
Труд не окажется лишним, если обратиться к специалистам, которые имеют соответствующий опыт для выполнения данных процедур. В результате, Вы можете быть «приятно удивлены» узнав, что у компании в регистрационных документах числится представитель, который давно уволился. В таком случае, Вам придется внести изменения в регистрационные документы.
Не откладывайте в долгий ящик то, что можно сделать сегодня.
|