Новые механизмы для взыскания налогового долга!
Взыскание налогового долга!
С годами налоговый долг в стране только растет! Мы понимаем, что подходы к взысканию долгов от Государственной налоговой службы уже потеряли свою актуальность и требуют совершенствования.
На сегодня в бюджет не поступило около 122 млрд гривен из-за неуплаты плательщиками своих обязательств.
Сейчас наблюдается положительная динамика в уплате долгов, так за период с начала 2020 года до 1 октября 2020 года налоговый долг уменьшился на 3,2 млрд гривен. Одной из главных причин появления таких долгов стала пандемия коронавируса, которая приостановила хозяйственную деятельность.
Наибольшую часть долга сформировали субъекты, которые подчиняются Министерству энергетики Украины - 11,51 млрд гривен. Также часть налоговых долгов сосредоточена в государственном секторе экономики, неуплата долга такими субъектами на начало октября составила 18,7 млрд гривен.
Также 191,8 тыс. юридических лиц задолжали бюджету 117,1 млрд гривен и 3686,6 тыс. физических лиц – 8,9 млрд гривен.
Но следует помнить о положительной динамике. Только за 9 месяцев 2020 года в счет погашения долга в сводный бюджет поступило 7,27 млрд гривен. А именно 90% из этих поступлений - это самостоятельная уплата долга плательщиков, без применения жестких штрафных санкций и методов взыскания долга.
О чем свидетельствует тенденция роста налогового долга? Это лояльность украинского законодательства по отношению к должникам и отсутствие действующих инструментов взыскания долга.
Поэтому Государственная налоговая служба разработала проекты о внесении изменений в НКУ относительно совершенствования процедуры погашения налогового долга. Основные изменения касаются, в частности:
- списание штрафных санкций и пени в случае уплаты основной суммы налогового долга юридическими лицами в течение 3 месяцев, физическими лицами - 6 месяцев;
- увеличение срока давности для взыскания налогового долга с 3 лет (1095 дней) до 6 лет (до 2190 дней);
- раскрытия банковской тайны со счетов должника в банках;
- увеличение до экономически обоснованного размера минимального размера налогового долга (с 1020 гривен до 2210 гривен) для направления налогового требования, применения налогового залога, срока давности;
- начала реализации залогового имущества должников через систему электронных торгов «ПРОЗОРРО.ПРОДАЖИ».
Если такие изменения поддержат, то налоговые органы получат действующие инструменты для погашения и уменьшения налогового долга.
Понятно, что следующим шагом для совершенствования списания средств со счетов должников станут изменения в банковское нормативное регулирование, которое будет предусматривать раскрытие банковской тайны и начало взаимодействия налоговых органов с банками, что позволяет списание средств должника с банковского счета и направления в бюджет в счет погашения долга.
|