Конфликт бухгалтера и юриста при налоговом планировании

Различное мышление, конфликтность бухгалтера и юриста при налоговом планировании.

Эта страничка предназначена для руководителей, директоров, частных предпринимателей, для всех, кого интересует практическое внедрение возможностей налогового планирования в своей деятельности. Иными словами, кого интересует непосредственно практика данного аспекта. Теорию детально смотрите на страничке налоговое планирование.

Известно, что налоговое планирование основано на активном использовании средств налоговой политики субъекта предпринимательства, что позволяет избрать наиболее целесообразный в конкретных условиях вариант хозяйственной деятельности, с точки зрения его налоговых последствий и конечного финансового результата. Оно предполагает использование оптимизации налоговой политики предприятия и предпринимателя. Прежде всего политика зависит от избранной системы налогообложения у юридического или физического лица.

Оптимизация налогообложения (налоговая оптимизация) представляет собой выбор такого варианта ведения хозяйственной деятельности (из множества альтернатив), который обеспечивает наилучший финансовый результат за счет рациональной налоговой политики предприятия и эффективного использования налоговых инструментов в рамках действующего законодательства. Рекомендуем ознакомиться подробнее с налоговой оптимизацией для юридических лиц и налоговой оптимизацией для предпринимателей.

Налоговое поле для каждого предприятия или предпринимателя — сродни трассе для слалома: законодательные ограничения — это «красные флажки», которые нельзя сбивать, но между этими «флажками» существует множество вариантов более или менее успешного прохождения трассы. В зависимости от того, какой именно вариант маршрута будет избран, могут быть получены и совершенно разные результаты. В налоговом понимании это означает, что разные варианты осуществления хозяйственной деятельности приводят к различным налоговым последствиям и обеспечивают разный финансовый результат в плановом периоде.

Сама возможность налогового планирования обеспечивается альтернативностью хозяйственного и налогового законодательства: одни и те же цели могут быть достигнуты разными путями, при этом различны будут налоговые и финансовые последствия. Так, например, альтернативой бесплатной передачи имущества может быть продажа за 1 грн. или передача в бесплатное пользование. При каждом из этих вариантов налоговые последствия для обоих партнеров будут совершенно разными, хотя во всех случаях контрагент сможет использовать полученное имущество.

Очевидно, что фактически, налоговое планирование представляет собой интеллектуальное соревнование между фискальными органами, и группой налогового планирования предприятия (частного предпринимателя), включающей в себя финансистов-бухгалтеров и юристов. Процесс налогового планирования является совместной отлаженной работой бухгалтера и юриста, построенной на оптимальном взаимопонимании сторон, под эгидой руководителя предприятия. Стоит отметить, что иногда тандем юриста и бухгалтера чреват конфликтами и недопониманием между представителями этих двух профессий. Вопрос взаимопонимания зачастую сторонним лицам, в том числе и руководителю, вполне кажется безосновательным. Тем не менее, явление вполне закономерно. Чтобы объяснить это, приведем пример.

Если предложить юристу и бухгалтеру дать характеристику одного и того же здания, то их изложение мыслей в большинстве случаев будут радикально отличаться. В предоставленном ответе юриста будут присутствовать следующие аспекты:

  • принадлежность здания (кто владелец);
  • форма собственности (частная, коллективная и т.д.);
  • документальное оформление здания, его правовой анализ и прочее.

Ответ бухгалтера будет содержать совершенно иные характеристики, а именно:

  • объект как «основное средство»;
  • стоимость здания с учетом его износа и остаточной стоимости;
  • источник финансирования;
  • техническое состояние и т.д.

Из приведенного примера очевидно, что описанная раннее некая конфликтность юриста и бухгалтера не такая уж необоснованная. Описанная конфликтность не носит в своей сущности какого – либо конфликта. Скорее речь идет не о конфликтности бухгалтера и юриста, а о существующем различии мышления и восприятия одного и того же явления специалистами разных профессий.

Источником конфликтности может быть желание «посостязаться» между бухгалтером и юристом, особенно в тематиках, по которым специалисты пересекаются. Такое желание по разным мотивам (выслужиться, самоутвердиться и т.п.) может навредить компании. В таком случае у директора есть только один выход – стать разумным арбитром.

Таким образом, чтобы эффективно осуществлять налоговое планирование, Вам нужны не просто знания и навыки отдельно взятого бухгалтера и отдельного юриста, а необходим их тесный и налаженный тандем. Более эффективным является использование знаний и практического опыта специалистов, имеющих одновременно и финансовые и юридические знания. Их способность одновременно применять в своей деятельности мышление бухгалтера и юриста, предоставит Вам новые возможности в Вашем бизнесе.

В нашей компании работают специалисты, имеющие двойное образование, юридическое и финансовое, а также приобретенный многолетний опыт в налоговом планировании.

Мы предлагаем  свои услуги ведения бухгалтерского и налогового учета, услуги постановки и восстановления учета, помощь в осуществлении налогового планирования и оптимизации Вашей деятельности, обоснование Ваших решений правовыми нормами законодательства Украины.


Если у Вас возникли вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам. С нашей новой услугой - online консультаций, мы можем ответить на все Ваши вопросы по skype.