Налоговые проверки частных предпринимателей
Принятие Налогового Кодекса Украины (далее НКУ) внесло множество изменений и новаций во все без исключения нормы налогового законодательства. Новации коснулись и проверок налогоплательщиков, их видов и порядка проведения.
Налоговым Кодексом Украины на сегодня предусмотрены следующие:
Основные виды проверок:
Предлагаемая информация по проверкам предпринимателей для лучшего восприятия изложена в виде ситуаций.
Ситуация №1. Как поступить предпринимателю, если пришел налоговый инспектор без предварительного уведомления на документальную проверку.
В ст.11 Закона о Государственная Налоговая Служба указано, что «право на проведение плановой выездной проверки налогоплательщика предоставляется только в том случае, если Вам не позднее, чем за десять дней до начала проведения проверки направлено письменное уведомление с указанием даты начала и окончания ее проведения.
Как вести себя в данной ситуации, зависит от того, намерены ли Вы отстаивать свои права. Если Вы готовы не допустить проверяющих к проверке, потребуйте у них доказательства того, что уведомление о проверке действительно было направлено Вам вовремя. В таком случае Вы можете настаивать на составлении расписки о получении уведомления, непосредственно от инспектора, пришедшего на проверку в день его визита. Тогда у Вас будет 10 дней для подготовки к проверке. Вы можете настаивать на составлении расписки о получении уведомления, непосредственно от инспектора, пришедшего на проверку в день его визита. Тогда у Вас будет 10 дней для подготовки к проверке.
Если Вы избегаете прямых конфликтов, и проверяющие были допущены к проверке, то по результатам ее проведения Вы все равно сможете обжаловать решение органа Государственной Налоговой Службы в вышестоящий орган Государственной Налоговой Службы или подать иск в хозяйственный суд о признании недействительным такого решения.
В случае же если уведомление о проведении проверки было отправлено Вам заказным письмом, это лишает Вас права отказа проверяющим, даже если Вы этого уведомления не получали.
Ситуация №2. Налоговый инспектор прибыл для внеплановой проверки. Основанием послужило выявление недостоверности данных налоговой декларации. Запрос ранее был выслан, но его не получили. Как поступить?
Указанное основание, предусматривает внеплановую проверку, но только в случае, если Вы не ответили вовремя на полученный запрос или проигнорировали его.
В данном случае Вы, как предприниматель, можете не допускать проверяющего к проверке, мотивируя это неполучением запроса. Внеплановая выездная проверка по основаниям «недостоверности», указанным в Законе о Государственной Налоговой Службы проводиться только в том случае, «если предприниматель не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа Государственной Налоговой Службы в течение десяти дней со дня получения запроса». Обратите внимание, что законодатель употребил словосочетание «получения запроса», а не «направления».
Инспектор может доказать факт направления запроса заказным письмом, предъявив уведомление о вручении. Если в уведомлении стоит подпись другого лица, принявшего письмо вместо Вас, запрос считается полученным ненадлежащим лицом. Соответственно, Вы могли не узнать о направленном Вам запросе и не имели возможности воспользоваться своим правом дать на такой запрос письменные пояснения и подтвердить их соответствующими документами. Даже если налоговый инспектор будет допущен к проведению проверки, у Вас все равно остается право на обжалование решений, принятых по результатам такой проверки.
Единственное обстоятельство, исключающее возможность отказа сотрудникам Государственной Налоговой Службы в допуске к проверке по указанному основанию, является Ваша личная подпись предпринимателя о том, что данное письмо было Вами получено.
Если Вы, как предприниматель сможете доказать, что не получали запроса и не имели возможности ответить на него, а также успеете представить уточняющий расчет и погасить в случае необходимости задолженность перед бюджетом, то Вы имеете возможность оспорить факт доначисления обязательства, начисления пени и штрафных санкций.
Ситуация №3. Я предприниматель. Мне позвонил налоговый инспектор и назначил дату, когда я должен прийти в налоговую и предоставить документы за определенный период. Правомерны ли действия инспектора?
На такой вызов Вы, как предприниматель имеете право не реагировать, так как звонок никаким документом не санкционирован. Возможность приглашения налогоплательщика в орган Государственной Налоговой Службы законодательством предусмотрена, но форма должна быть письменной, а не устной.
Приглашение считается законным, только в случае вручения Вам приглашения заказным письмом за 10 дней до указанной даты посещения налоговой. Форма уведомления, о приглашении граждан, в том числе граждан — субъектов предпринимательской деятельности, предусматривает указание в уведомлении вопросов, которые будут рассматриваться. Уведомление о приглашении должно быть подписано руководителем органа Государственной Налоговой Службы и скреплено печатью налоговой службы. Порядок направления Уведомления о приглашении установлен ст. 42 НКУ.
Ситуация №4. Имеет ли право налоговый инспектор, осуществляя проверку документации в офисе предпринимателя, взять часть документов с собой для проверки в налоговую службу?
Данные действия инспектора абсолютно неправомерны и Вы имеете полное право оригиналы документов не отдавать.
Относительно получения информации налоговой службой от налогоплательщиков разъяснения предоставлены налоговой администрацией в письме от 19.04.2011 г. №4815/5/23-4016/327
В письме идет речь о том, что согласно п.20.1.6 п. 20.1 ст. 20 НКУ установлено право органов налоговой службы, получать бесплатно от плательщиков налогов информацию, справки, заверенные копии документов о финансово-хозяйственной деятельности, доходах, расходах плательщиков налогов и т.п.
Согласно п. 73.3 статьи 73 Налогового Кодекса, органы государственной налоговой службы имеют право обратиться к плательщикам налогов и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о представлении информации, необходимой для выполнения возложенных на органы государственной налоговой службы функций, задач, и ее документального подтверждения.
Такой запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы и должен содержать перечень запрашиваемой информации и документов, которые её подтверждают, а также основания для направления запроса, установленные данным пунктом.
Плательщики налогов обязаны представлять информацию, указанную в запросе органа государственной налоговой службы, и ее документальное подтверждение в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом). В случае если запрос составлен с нарушением требований, плательщик налогов освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос.
Таким образом, если к предпринимателю обращаются с устным обращением по поводу предоставления в налоговую тех или иных документов, его можно проигнорировать. Но если запрос получен письменно путем уведомления, составленного в рамках требований НКУ, в котором запрашиваются копии документации, то предприниматель обязан предоставить заверенные копии запрашиваемой документации.
Ситуация №5. Если сотрудники налоговой службы пришли на проверку с направлением, оформленным с нарушением. Может ли предприниматель отказаться от проверки?
Направление на проверку оформленное с нарушением требований, изложенных в п. 81.1 НКУ дает право предпринимателю не допускать сотрудников налоговой службы к документальной фактической проверке. В таком случае, п. 81.2 НКУ обязывает оформлять отказ актом.
Бланк акта об отказе от проверки НКУ и прочими нормативными актами не утвержден. Оформляйте акт по своему усмотрению. При составлении отказа учтите следующее:
- в акте нужно указывать основание отказа в допуске на проверку со ссылкой на нормы НКУ (все они приведены в п. 81.1 НКУ);
- рекомендуем обязательно сделать копию направления, оформленного с нарушениями и приобщить ее к акту;
- отказ целесообразно составлять в двух экземплярах (второй – для налоговиков). Желательно, чтобы проверяющие получение акта заверили своей подписью на экземпляре, которая останется у плательщика.
Ситуация №6. Что делать, если на момент начала проверки первичные документы отсутствуют (утеряны, отсутствовали изначально)? Сколько времени обязан хранить документы предприниматель?
На момент начала проверки у предпринимателя должна быть в наличии вся первичная документация, которая подтверждает показатели отчетности.
Срок хранения документов, которыми подтверждаются показатели налоговых деклараций установлен в п. 44.3 НКУ. Он составляет не менее 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой использовались указанные документы (в случае неподачи отчетности — 1095 дней с предельного срока подачи такой отчетности). Если предприниматель прекращает деятельность, документы, по которым не истекло 1095 дней, необходимо передать в архив.
Если же на момент проверки предпринимателем утеряны или уничтожены первичные документы (пожар, наводнение, кража т. п.), то согласно п. 44.5 НКУ он обязан в течение 5 дней письменно уведомить об этом орган налоговой службы по месту учета. Если утеряны таможенные декларации, то об этом нужно уведомить еще и таможню, на которой они оформлялись.
Налоговый Кодекс Украины обязывает налогоплательщика утерянные документы восстановить в течение 90 календарных дней со дня уведомления налоговиков (и при необходимости — таможни). Поэтому факт утери документов только изменит дату проверки, но от остальных последствий оградить не сможет.
Кроме того, если при проверке выяснится, что у предпринимателя нет первичных документов, возможно применение штрафных санкций по ст. 121 НКУ в размере 510 гривен. За те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение, — влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 гривен.
Ситуация №7. По окончании плановой проверки составлен акт , в котором неправильно указаны ссылки на нормативно - правовые акты или указаны нарушения, с которыми предприниматель не согласен. Подписывать ли такой акт?
Болезненно реагировать на допущенные при составлении акта ошибки или отказываться от подписания акта не рекомендуем. По окончании проверки целесообразнее внимательно ознакомиться с актом и отметить нарушения. Факты выявленных нарушений могут пригодиться в будущем для составления жалобы или иска в суд.
Если, ознакомившись с актом проверки, Вы решите его обжаловать, рекомендуем подписать акт с записью примерно следующего содержания: "С результатами проверки не согласен, возражения будут представлены в установленном порядке». По желанию, можете факты, с которыми не согласны, сразу же указать в акте проверки. Запись в акте будет свидетельствовать о том, что Вы по окончании проверки были не согласны с результатами, отраженными в акте. Даже если после Вы решите оставить акт проверки без обжалования, никаких негативных последствий от такой записи не последует.
Ситуация №8. При плановой проверке предпринимателя - единщика выявлена задолженность по уплате налога с доходов предпринимателя за 2007 год. Могут ли при проверке доначислить пеню и штрафные санкции, если уже прошло больше 1095 дней?
В вопросе идет речь о налоговом долге пятилетней давности. Согласно п. 101.1 Налоговый Кодекс Украины требует списывать такой долг как безнадежный (в т.ч. пеню и штрафные санкции, начисленные на такой безнадежный долг).
Безнадежным считается долг, относительно которого прошел срок давности, установленный НКУ п.101.2.3. Речь идет о сроке 1095 дней, подсчет которых начинается за последним днем крайнего срока предоставления налоговой отчетности.
Инициировать списание долга обязаны сотрудники налоговой службы, а предпринимателю должно быть выслано решение о списании безнадежного налогового долга. Долги за 2007 г. должны быть списаны как безнадежный долг.
Ситуация №9.Инспектор при проведении камеральной проверки , потребовал принести документацию, которая бы подтверждала данные предоставленной в налоговую службу отчетности. Обязан ли я, как предприниматель предоставлять в таком случае документы?
При камеральной проверке проверяется правильность заполнения отчетности и соответствие суммы налогового обязательства, заявленного к уплате в бюджет, представленным расчетам. При этом такая проверка проводится работником налогового органа непосредственно на своем рабочем месте исходя из данных, указанных предпринимателем в отчетности.
При проведении такой проверки работники налоговой службы не имеют права требовать у Вас представления каких-либо документов, подтверждающих приведенные в отчетности данные, поскольку камеральная проверка проводится исключительно на основании указанных в ней данных.
Если в представленной Вами декларации выявлена недостоверность данных, орган Государственной налоговой службы должен направить Вам письменный запрос для представления пояснений и их документальных подтверждений. Если Вы в течение 10 дней не предоставите соответствующие пояснения, то у органа Государственной Налоговой Службы будет основание для проведения внеплановой проверки.
На страничке приведено лишь несколько примеров, возможных ситуаций, касающихся проверок предпринимателей. Подобных ситуаций может быть бесконечно много. В силу имеющихся возможностей, мы попытались на примерах показать, что Вы, как предприниматель, во взаимоотношениях с контролирующими органами являетесь налогоплательщиком, независимым в своих решениях от контролирующих органов. Вы имеете свои права и обязанности. Прежде всего, Вы должны их знать, чтобы уметь их отстаивать законными методами.
Эффективным выходом в подобных ситуациях служит обращение к внешним консультантам, компаниям, предоставляющим бухгалтерские и юридические услуги. Как правило, на первый взгляд дорогостоящие услуги аудиторов и юристов в конечном итоге обходятся предпринимателю экономически выгоднее, возможных штрафных санкций. Зачастую, не обращаются к специалистам предприниматели, которые не имеют практического опыта прохождения проверок контролирующими органами и надеются, что все обойдется. Мы не настаиваем на своем мнении. Специалисты Компании «Аудит. Бухгалтерия. Аутсорсинг» только предлагают Вам помощь в подобных ситуациях, за Вами всегда остается выбор. Лучше консультироваться до проверки, а не после.
|