Минимизация рисков по уголовной ответственности юридического лица

Дата публикации: .

 Последнее время активно обсуждается тематика введения в Украине уголовной ответственности для юридических лиц. Закон № 314-VII "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо виконання Плану дій щодо лібералізації Європейським Союзом візового режиму для України стосовно відповідальності юридичних осіб", прошел тернистый путь от создания до вступления в силу. Он принят 23 мая 2013 г., вопреки недовольству многих представителей бизнеса, юристов и прочих экспертов. Закон вступит в силу с 1 сентября 2014 г.

Благодаря новшествам юридическое лицо становится полноценным участником уголовного производства и будет нести уголовную ответственность за действия, совершенные от имени и в его интересах физическим лицом.

      Законом предусмотрена ответственность юридических лиц за следующие совершенные правонарушения:

  • легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем (ст. 209 Уголовного Кодекса Украины (далее УК));
  • финансирование терроризма, террористический акт или вовлечение, призывы к совершению такового, создание террористической группы или террористической организации (ст. 258-258-5 УК);
  • использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих веществ, лекарственных средств (ст. 306 УК);
  • получение взятки, незаконное обогащение, коммерческий подкуп должностного лица или лица, которое предоставляет публичные услуги, предложение или дача взятки, злоупотребление влиянием (ст. 368-369-2 УК).

 Правонарушения, за которые предусмотрена ответственность юридических лиц, закреплены в УК, но, к сожалению не закреплено, каким образом  будут связываться действия представителя предприятия – непосредственно с действием предприятия. Сегодня отсутствуют регламентированные признаки, которые могут свидетельствовать о том, что уголовное правонарушение совершено именно в интересах юридического лица. А значит, этот аспект видимо станет наиболее спорным в судебной практике.

        К юридическим лицам могут применяться следующие меры уголовно-правового характера:

  • штраф в размере от 5 до 75 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан; конфискация имущества;
  • ликвидация юридического лица, в случае совершения преступлений, предусмотренных ст.258-258-5 УК.

 Указанные выше меры уголовно-правового характера могут быть применены судом не ко всем юридическим лицам. Ответственность не предусматривается у государственных органов, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления, организаций, созданных ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно госбюджета или местного бюджета, фондов общеобязательного государственного соцстрахования, Фонда гарантирования вкладов физических лиц, а также международных организаций.

Нельзя оставить без внимания следующие факты. С одной стороны - Закон принят в ответ на требование Евросоюза, привести наше законодательство в соответствие с международными нормами в сфере противодействия коррупции, терроризму, отмыванию денег. С другой стороны - часть возможных субъектов коррупционных преступлений, а именно органы власти освобождены от этой ответственности. С третьей стороны - международные нормы не требуют каких-либо криминальных санкций в отношении юридических лиц. Тогда закономерно возникает вопрос: какая именно цель преследовалась в принятии данного Закона?

Анализируя виды мер уголовно-правового характера, напрашивается вывод, что сохраняется неоправданная тенденция к криминализации правонарушений. За распространенные правонарушения (взятка, легализация доходов)  предусмотрен штраф. Добиться тех же результатов можно было путем усиления административной ответственности, без внедрения нового института в утвержденных масштабах. При этом привлечение к административной ответственности, уменьшает риски нарушения прав юридического лица во время досудебного расследования. Пока неясно, как будет производиться досудебное расследование по юридическим лицам, какие процессуальные меры будут к ним применяться, какие процессуальные права и обязанности у сторон. Пока возникают одни вопросы:

  • какие полномочия будут иметь органы досудебного следствия; как это повлияет на возможность осуществления хозяйственной деятельности предприятия;
  • как будет восстанавливаться «репутация» компании в случае установления отсутствия оснований для привлечения юридического лица к ответственности.

 Поскольку уголовное производство в отношении юридического лица будет осуществляться совместно с производством по физическому лицу, подследственность дел по юридическим лицам не будет обособленной. Соответственно, именно от квалификации рядовых следователей будет зависеть, превратится ли данный институт в новый инструмент воздействия на бизнес. В новом Законе отслеживается ряд нестыковок, недоработок и несогласованностей. Без внесения поправок, Закон можно превратить в инструмент злоупотреблений, используя для этого правоохранительные органы. При желании, он может стать новым механизмом перераспределения бизнеса. 

Хочется отметить, что в Украине на сегодня уже принят и действует ряд законов, предусматривающих наказание для юридических лиц за нарушение налогового, таможенного и прочего законодательства. Почему бы не совершенствовать действующие? Внедрение нового юридического института  может привести к усугублению коррумпированности, мошенничества  и новому витку рейдерства. Это неизменно повлечет падение авторитета Украины на международном уровне, оттоку капитала, уменьшению инвестиций и пр.

Нам остается пока одно – надеяться, что до сентября 2014 г. картина проясниться, детали конкретизируются, и Закон не станет очередной оплеухой бизнесу.

Но видимо, одной надеждой сыт не будешь. Владельцам бизнеса уже сегодня стоит начать готовиться к будущим переменам.

       Что можно сделать сегодня, чтобы минимизировать риски по уголовной ответственности юридического    лица? Мы рекомендуем:

  • провести аудит наличия представителей своего юридического лица (установить наличие и состав представителей компании, список выданных доверенностей и срок их действия);
  • изучить юридическое основание и рамки полномочий представителей предприятия (например: проверить наличие доверенностей, объем полномочий доверенного представителя(лей) по уставу);
  • выполнить анализ целесообразности наличия представителей юридического лица;
  • провести аудит документооборота, с целью проверки наличия контроля над действиями, выполняемыми представителями юридического лица (как осуществляется делопроизводство документации или действий выполняемых представителями). 

 Труд не окажется лишним, если обратиться к специалистам, которые имеют соответствующий опыт для выполнения данных процедур. В результате, Вы можете быть «приятно удивлены» узнав, что у компании в регистрационных документах числится представитель, который давно уволился. В таком случае, Вам придется внести изменения в регистрационные документы.

Не откладывайте в долгий ящик то, что можно сделать сегодня.

  


Если у Вас возникли вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам. С нашей новой услугой - online консультаций, мы можем ответить на все Ваши вопросы по skype.

 

Последние новости
Напоминаем Физ. и Юр. Лицам о недвижимости, РРО и ...
Напоминаем Физ. и Юр. Лицам о недвижимости, РРО и ЭЦП

При изменении ФИО или адреса - нужно ли перерегистрировать договор, с налоговой о [ ... ]

Отчетность предпринимателя при смене группы единог...
Отчетность предпринимателя при смене группы единого налога или системы налогообложения

Смена системы налогообложения или смена группы единого налога часто приводят к ш [ ... ]

Планы на будущее и их осуществление...
Планы на будущее и их осуществление

ГНИ имеет право давать консультации исключительно в устной форме

Новости мая
Новости мая

Минсоцполитики планирует вдвое увеличить ЕСВ с минимальной зарплаты

Все о применении платежных терминалов...
Все о применении платежных терминалов

Все что нужно знать о платежных терминалах nbsp;[ ... ]

Ограничения наличных расчетов...
Ограничения наличных расчетов

Какие есть ограничения при расчете наличными? -nac-bankom-ustanovlena-gpedelnaja-syma-raschetov-nalichnumi.html">"Нацбанком устано [ ... ]

Мотивация персонала
Мотивация персонала

Недавно в нашу компанию обратился частный предприниматель со следующим вопросо [ ... ]

Конфликтность бухгалтера и юриста...
Конфликтность бухгалтера и юриста

Различное мышление, конфликтность бухгалтера и юриста при налоговом планирован [ ... ]

Полезная информация
Полезная информация

Информация по сравнению систем налогообложения, форм собственности, о штрафах, н [ ... ]

Поппулярные публикации
Информация для Физических лиц...
Информация для Физических лиц

Сравнение общей и упрощенной системы налогообложения для Физических Лиц  В ста [ ... ]

Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2016...
Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2016 год

Сроки уплаты единого налога в 2016 году
ога не меняются с начала [ ... ]

Упрощенная система налогообложения: ответственност...
Упрощенная система налогообложения: ответственность, риски, штрафы

Какая ответственность на едином налоге, риски в деятельности, штрафы

Вопрос ответ для Физ.Лиц
Вопрос ответ для Физ.Лиц

Ответы на вопросы для предпринимателей
задава [ ... ]

Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2015...
Календарь плательщика единого налога и ЕСВ на 2015 год

Сроки уплаты единого налога в 2015 году
ога не меняются с начала [ ... ]

Отчетность предпринимателя по единому налогу...
Отчетность предпринимателя по единому налогу

 ак предпринимателю отчитаться по единому налогу?nbsp;]

Оптимизация и минимизация налогов...
Оптимизация и минимизация налогов

В основе оптимизации налоговой нагрузки и минимизации налогов, лежит налого [ ... ]

Единый налог на 2015 год предоставлен в таблицах...
Единый налог на 2015 год предоставлен в таблицах

С январа 2015 года вступилинения в Налоговый Кодекс, касающиеся